Организация питания обучающихся МБОУ СОШ № 2 п Восточный, в т.ч. и детей с ОВЗ
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. Поэтому по-прежнему остается актуальной проблема обеспечения высокого качества и безопасности питания детей в образовательном учреждении.
Добиться кардинального изменения в улучшении школьного питания можно прежде всего за счет мер по совершенствованию его организации. Исходя из приоритета медико-биологических аспектов школьного питания, в МБОУ СОШ №2 п. Восточный развита система мониторинга за состоянием здоровья обучающихся, качественным и количественным составом рациона питания, качеством и безопасностью пищевых продуктов, используемых в питании, санитарно-эпидемиологическим состоянием объектов питания, заболеваемостью детей и подростков.
Задачи работы по организации школьного питания
1.Увеличение охвата горячим питанием учащихся 1-11-х классов школы.
2. Совершенствование системы контроля качества и безопасности питания учащихся.
3.Развитие и укрепление материально-технической базы школьной столовой .
4.Организация пропаганды среди учащихся и их родителей принципов рационального здорового питания.
5.Воспитание культуры питания и здорового образа жизни у школьников
6.Развитие новых прогрессивных форм обслуживания и повышение культуры питания;
7.Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания..
Кадровое обеспечение
В соответствии со штатным расписанием обслуживают школьный пищеблок 3 работника:
в школьной столовой трудятся 2 повара, один из которых исполняет обязанности шеф-повара, кухонный работник.
Все повара имеют профессиональное образование «Повар 4 разряда». Стаж работы более 20 лет именно в школьном питании общеобразовательной системы. Повара регулярно повышают свой профессиональный уровень самостоятельно и на работе, путем обсуждения технологии приготовления новых блюд, разрабатывая и внедряя свои инновации в области здорового питания, через курсы и семинары
Основные показатели в работе
Основными показателями в работе являются:
1. Вкусное питание школьников, хорошая усвояемость пищи, зависящая от ее состава и способа приготовления
2. Сервировка, отсутствие факторов, отвлекающих от еды.
3. Соблюдение норма закладки продуктов, соблюдение выхода и веса порций готовых блюд.
4. Применение свежих продуктов, подходящих для детей. Безвредность пищи.
5. Доступность школьного питания. Невысокие цены.
6. Сбалансированное горячее питание. Высокие органолептические свойства пищи: внешний вид, консистенция, вкус, запах, цвет, температура.
7. Соблюдение санитарно-гигиенических требований, выполнение профилактических мероприятий, санитарно-эпидемиологический правил.
Организация льготного питания для учащихся из социально незащищенных семей
124 учащихся школы обеспечены льготным питанием.
Питание осуществляется с 01.01.2020 из расчета
77,35 руб. в день на 1 ребенка начальная школа;
121,79 руб. в день на 1 ребенка основной и средней школы;
на детей - инвалидов 175,16 рублей в день;
Дети участников СВО - бесплатно
Рацион школьного питания.
Меню достаточно разнообразное. Разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В рационе ежедневно присутствуют мясо или рыба, молоко и молочные продукты, сливочное и растительное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи.
В течение недели в рационе обязательно присутствуют крупы и макаронные изделия, сыр, яйца, творог, кондитерские изделия, обязательно включаются свежие овощи, зелень, картофель, витаминизированные продукты.
Первое блюдо достойно занимает на обеденном школьном столе первое место! Супы готовятся на мясных, рыбных, куриных, на овощных бульонах, а также на молоке. Предлагается множество различных вариантов первых блюд на любой вкус: традиционные щи и борщи, супы овощные, супы мясные, супы рыбные, рассольник, супы с крупами, макаронными изделиями.
Вторые блюда, включенные в дневное меню школьника, состоят из мяса, рыбы и гарнира. Гарниры - из овощей, круп, круп и овощей, макаронных изделий.
При приготовлении крупяных гарниров используются разнообразные крупы: гречка, перловая, рис, пшено, манка, горох, которые являются важным источником ряда пищевых веществ. В рационе должны присутствовать молочно-крупяные блюда (каши).
В ежедневном рационе ребёнка используется достаточное количество свежих овощей и фруктов, разрешенных в школьном питании, (компоты) Для витаминизации третьих блюд используются: отвары шиповника, кураги, изюма, вишни.
Для приготовления блюд и кулинарных изделий используется только йодированная по-варенная соль, соответствующая требованиям государственных стандартов или имеющая гигиеническое заключение (сертификат).
На основании сформированного рациона питания детей ежедневно в помещении столовой на видном и доступном для детей и родителей вывешивается меню, утвержденное ответственным за питание, которое содержит наименование продукции общественного питания с указанием основных ингредиентов, информацию о весе , объеме и цене порции готовых блюд, информацию об энергетической и пищевой ценности продукции общественного питания включая содержание в ней белков ,жиров, углеводов, килокалорий.
В обеды включается закуска, первое блюдо, второе блюдо, напитки, фрукты.
В качестве закуски используются свежие огурцы, помидоры. Капуста, морковь, свекла.
Из вторых блюд пользуются успехом:
тефтели, плов с говядиной, зразы, ленивые голубцы, шницель, котлеты, биточки, гуляш и бифштекс натуральный.
Блюда из кур: котлета в сухарях, куры тушеные с овощами, куры отварные
Блюда из печени: печень в соусе, оладьи
Блюда из рыбы: рыба аппетитная, тушеная с овощами, котлета «Загадка»
Первые блюда: суп рыбный, солянка сборная, суп овощной, щи из свежее капусты, рассольник. свекольник.
Каши: рисовая, гречневая, дружба
Напитки: компот из кураги, изюма , вишни, соки, напиток из шиповника, компот из свежих фруктов
Организация работы по воспитанию культуры правильного питания
Для правильного воспитания школьников по направлению уделяется внимание не только рациону питания, но и сервировке стола, культуре поведения за обеденным столом. Интегрирование в учебные предметы («Технология») отдельных тем по формированию культуры здорового питания у детей и подростков имеет большое значение. Кроме того, во внеурочное время классными руководителями 1-11 х систематически проводятся классные часы о правильном питании. Вопросы улучшения организации питания обсуждаются и на общешкольных родительских собраниях.
Контроль за организацией горячего питания и работой школьной столовой
Контроль осуществляется Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в Свердловской области, согласно договору на оказание услуг № 211 п.п. от 30 марта 2010 г. На исследования отбираются пробы готовой продукции: гарниры, вторые блюда, овощи, фрукты. Гигиеническая оценка продукции производится в соответствии с требованиями СанПин 2.3.2 1078.
Бракеражной комиссией школы, созданной по приказу директора, осуществляется контроль за качеством приготовления блюд. В Управляющем Совете школы создана общественная комиссия по контролю за организацией и качеством питания,
Школьная общественная комиссия по контролю организации и качества питания обучающихся осуществляет производственный контроль:
- за целевым использованием продуктов питания и готовой продукции в соответствии с предварительным заказом;
- за соответствием рационов питания согласно утвержденному меню;
- за санитарным состоянием пищеблока;
- за выполнением графика поставок продуктов и готовой продукции, сроками их хранения и использования;
- за организацией приема пищи обучающимися;
- за соблюдением графика работы столовой и буфета;
- проводит проверки качества сырой продукции, поступающей на пищеблок, условий ее хранения, соблюдения сроков реализации, норм вложения и технологии приготовления пищи, норм раздачи готовой продукции и выполнения других требований, предъявляемых надзорными органами и службами.
Большая роль в организации горячего питания обучающихся в школе отводится классным руководителям. Формирование у школьников культуры питания проходит через беседы на классных часах, «Уроках здорового питания», конкурсах, анкетировании и т.д. Вопросы здорового питания обсуждаются с родителями на классных и общешкольных родительских собраниях с привлечением социального педагога, администрации школы.
Непосредственное участие в работе по контролю за организацией и качеством питания в школе принимает медицинский работник, который вместе с членами школьной комиссии выполняют следующие функции:
- осуществляют контроль за качеством поступающих на пищеблок продуктов, их правильным хранением, соблюдением сроков реализации;
- проверяют оформление ежедневного меню, его соответствие утвержденному меню и реализуемой продукции;
- следят за соблюдением правил приготовления пищи и санитарно-эпидемиологического режима в столовой и на пищеблоке;
- на основе органолептических свойств готовой продукции оценивают ее безопасность и качество и разрешают к выдаче;
- осуществляют забор суточной пробы;
- контролируют санитарное состояние и содержание пищеблока и соблюдение правил личной гигиены работниками столовой.
Составлен график приёма пищи.
Столовая соответствует СанПиН.
- собственная столовая с площадью в соответствии с СанПиН
- современное технологическое оборудование
- сотрудники, квалифицированны для работы на современном технологическом оборудовании
- помещение столовой отремонтировано
- современное оформление зала для приема пищи
В ОУ организована "питьевая точка" (Кулер) для обучающихся. Смена воды в питьевой точке производится по графику- каждые сутки .
Примерное 10-ное меню прошло экспертизу Роспотребнадзора.
Директор МБОУ СОШ № 2
п. Восточный Е.М.Чаренцова